Алексей Мазуров

Это по постановлению правительства Москвы, т.е. Собянина, от 27 декабря 2024 года № 3160- ПП «О преобразовании особо охраняемых природных территорий регионального значения города Москвы в особо охраняемые зелёные территории города Москвы» (далее – 3160-ПП).

«Преобразованы» 146 особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ). Поскольку ближе к 2023 году их было 145, то ликвидированы все московские ООПТ: «Сокольники», «Измайлово», «Битцевский лес», «Воробьёвы Горы»… Памятники природы на территории музея-заповедника «Коломенское» тоже из ООПТ вычеркнули.

Собянин пытается прикрыться законами, сославшись в преамбуле 1360-ПП на два, причём для обоих там отсутствуют номера пунктов – один из признаков беззакония. Один из этих законов – московский, принятый месяцем раньше, которым Собянин, его подписавший, сам себе разрешил «преобразование» ООПТ. Второй – ФЗ «Об охране окружающей среды», но в нём про «особо охраняемые зелёные территории», как и во всех других федеральных актах, ничего нет.

В 1360-ПП умолчали про ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», который допускает преобразование одной ООПТ в другую ООПТ, но не ООПТ во что-то не являющееся ООПТ. По федеральному законодательству однажды созданная ООПТ может быть ликвидирована, упразднена и т.п. только в одном случае: в ней полностью уничтожены природные объекты, а уничтожать их запрещено. ООПТ нельзя не только отменить, но и уменьшить её площадь хотя бы на метр. О запретах подобных решений издавались подтверждающие определения Верховного Суда РФ и письма МПР РФ.

Почему Собянин «преобразовал» ООПТ только в 2024 году – через 14 лет своей власти в Москве? Думается, решающе повлияла передача в «полномочия» Собянина в 2023 году федеральными актами (ФЗ № 310-ФЗ, ППРФ № 2066 и № 2067) федеральной ООПТ – национального парка «Лосиный остров» в границах Москвы. Собянину там разрешили практически всё, включая утверждение положения о «Лосином острове» и оформление строительства в нём – не только дорог.

Получив фактически в своё распоряжение «Лосиный остров» – около тридцати квадратных километров федеральной земли в границах МКАД – Собянин «преобразовал» все московские ООПТ. Что дальше? Очевидно, дальнейшие «преобразования», т.е. сокращение площади, вырубка, «благоустройство» и застройка вчерашних 146 особо охраняемых природных территорий. «Особо охраняемые зелёные территории» этому не помешают: федеральным законодательством они не упоминаются, а значит, не охраняются. «Особо охраняемые зелёные территории» существуют исключительно по московским актам: сегодня есть, завтра нет.

Собственно, эти собянинские намерения не скрываются, поскольку в 1360-ПП есть такой пункт: «Изменение границ особо охраняемых зеленых территорий, преобразованных из особо охраняемых природных территорий регионального значения города Москвы, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы при наличии согласования органов исполнительной власти города Москвы, за которыми закреплены полномочия по использованию и содержанию соответствующих особо охраняемых зеленых территорий, на основании результатов рассмотрения данного вопроса Градостроительно-земельной комиссией города Москвы». А изданное в тот же день собянинское постановление № 1359-ПП предписывает разработку «отраслевой схемы развития зелёного фонда в городе Москве» с учётом «обеспечения сбалансированности между необходимостью сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды в городе Москве и созданием условий для обеспечения ведения эффективной хозяйственной деятельности на территории города Москвы».

Конечно, «изменение границ» бывших ООПТ в Москве, их вырубка, «благоустройство», застройка «для обеспечения ведения эффективной хозяйственной деятельности» произойдут не сразу. Они растянутся на годы, но точно будут, если власть останется прежней. Иначе незачем было «преобразовывать» ООПТ.

Публикации экспертов

Новости