Алексей Мазуров

Это статья-сарказм, поскольку всерьёз нет оснований утверждать, будто нижеприведённые изменения законодательства были невозможны без действий недружественных стран. Официально эти изменения называются «ответные меры в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций», или похожими по смыслу словами. Именно под этим предлогом в марте-апреле 2022 года внесён ряд весьма существенных изменений в земельно-градостроительное законодательство. По времени принятия:

ФЗ от 8 марта 2022 года № 46-ФЗ

Государственная Дума зачем-то напомнила себе или кому-то ещё, что «особенности осуществления градостроительной деятельности в 2022 году в целях стабилизации экономической ситуации в стране устанавливаются федеральными законами», и тут же предоставила эти особенности устанавливать Правительству РФ. Когда наступит «стабилизация экономической обстановки в стране» – разумеется, не известно, но вряд ли до конца 2022 года.

ППРФ от 12 марта 2022 года № 353

Называется «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году». Модификация «антикоронавирусного» ППРФ от 3 апреля 2020 года № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 – 2022 годах». Действуют и уже по несколько раз изменились оба. Продлили на год действие множества разрешительных документов, в т.ч. в строительстве.

ФЗ от 14 марта 2022 года № 58-ФЗ

  1. «Особенности регулирования земельных отношений в 2022 году устанавливаются федеральными законами». Подобное положение было бы уместно вскоре после многочисленных «земельных» указов Ельцина, т.е. лет двадцать назад.
  2. «В 2022 году при осуществлении градостроительной деятельности устанавливаются следующие особенности:». Далее – сами особенности. Не «на 2022 год», а «в 2022 году». Недружественные страны через полгодика перестать быть недружественными не обещали. Соответственно, есть вероятность, что «особенности» останутся и после 2022 года.
  3. «При проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в отношении объектов капитального строительства, расположенных в границах зон затопления, подтопления, проверка на предмет обеспечения инженерной защиты таких объектов и (или) территорий, на которых они расположены, государственным регистратором прав не осуществляется». До действий недружественных стран осуществлялась. Помните об этом, особенно если затопит.
  4. Много текста посвящено публичным слушаниям и общественным обсуждениям по проектам того, что принято называть градостроительной документацией, но тут же установлено, что «актами Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации наряду со случаями, предусмотренными законодательством о градостроительной деятельности, могут быть установлены случаи утверждения указанных проектов, внесения изменений в указанные проекты без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний». Множество таких случаев уже установлено, например, Постановлением Правительства Москвы от 22 марта 2022 года № 438-ПП и Постановлением Правительства Московской области от 7 апреля 2022 года № 332/11. Результаты публичных слушаний и общественных обсуждений давно и во многих случаях не имели решающего значения, теперь произошло закрепление ненужности их проведения. Чувствительный удар по недружественным странам.
  5. «Срок согласования проекта генерального плана … не может превышать один месяц». Соблюдалось бы и не было бы оснований для отказа…
  6. «Подготовка проектов изменений в генеральный план поселения, генеральный план городского округа, изменений в правила землепользования и застройки может осуществляться одновременно с разработкой документации по планировке территории». Почему бы не разрешить то, что запретить невозможно?
  7. Арендаторы публичных земельных участков вправе потребовать на три года продлить договоры их аренды «независимо от оснований заключения данного договора аренды, наличия или отсутствия задолженности по арендной плате при условии, что:

1) на дату обращения арендатора с указанным требованием срок действия договора аренды земельного участка не истек либо арендодателем не заявлено в суд требование о расторжении данного договора аренды;

2) на дату обращения арендатора с указанным требованием у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка».

Недружественные страны вынудили.

ППРФ от 2 апреля 2022 года № 575

  1. Продлён срок действия градостроительных планов земельных участков – нужны для проектирования площадных (не линейных) объектов, разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию зданий. Недружественные страны обеспокоены.
  2. Проекты планировки и межевания территорий могут готовиться без принятия решения об их подготовке. Интересно: хоть в одной недружественной стране додумались законодательно обязать готовить что-то вроде проекта планировки территории на шесть садовых соток? В РФ это законодательно закреплено.
  3. «Подготовка и утверждение документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейного объекта, в случае, если размещение такого линейного объекта не предусмотрено документами территориального планирования, допускаются в отношении линейных объектов федерального и линейных объектов регионального значения». Обойдёмся – назло недружественным странам.
  4. «Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не требуются документы, предусмотренные пунктами 2, 4, 6 и 10 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса». Это в ППРФ скромненько на последнем месте, но является в нём главным, поскольку освобождает застройщиков от ППМТ, ГПЗУ, актов приёмки и соответствия параметров построенного ОКС проектной документации, и даже от «договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте». Вероятно использование этой «поблажки» для узаконивания самовольных построек. Для борьбы с недружественными странами вообще незаменимый инструмент.

ППРФ от 6 апреля 2022 года № 603

Разрешило (для отдельных застройщиков упростило) оформление строительства одного здания на двух или более смежных указанных в нём земельных участках. Массовым явлением такое строительство не является, но ранее считалось недопустимым. Недружественные страны в панике.

ППРФ от 9 апреля 2022 года № 629

Это первый после всех вышеназванных в этой статье законов и постановлений нормативный акт, где говорится о «деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций»: наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам Российской Федерации или российским юридическим лицам в аренду без проведения торгов в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, перечень которой устанавливается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации». При чём здесь зависимость от региональных органов, а не от того же Правительства РФ? Видимо, российским предприятиям легче добиться включения себя в соответствующий региональный перечень, чем в федеральный.

Предусмотрены и некоторые другие послабления в земельных отношениях, включая «продажу гражданину без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства за границами населенного пункта». Вот оно – импортозамещение в сельском хозяйстве. Бесплатным предоставлением гражданину земельного участка для ЛПХ за границей деревни недружественные страны устрашать пока не стали.

ФЗ от 1 мая 2022 года № 124-ФЗ

В основном про «магистральную инфраструктуру», к которой он добавил некоторые объекты нефтегазовой, социальной и промышленной инфраструктуры. Приравнивание некоего объекта к магистральной инфраструктуре даёт очень существенные преимущества в проектировании и землепользовании под него – по сравнению с Земельным и Градостроительным кодексами. И вновь Правительству РФ предоставлено право «в 2022 году» принимать упрощающие строительство решения.

Вот такие основные изменения марта-апреля-2022 в земельно-градостроительном законодательстве прошли под официальным предлогом ответных мер на действия недружественных стран. Вероятно, не последние. Теперь всякое положение такого законодательства, принимавшееся до конца февраля 2022 года, нужно сверять с положениями такого законодательства, принимавшимися с марта 2022 года.

По сути, эти изменения – смягчение такого «перебора», как 400-страничный перечень процедур для застройщиков, утверждавшийся ППРФ от 25 декабря 2021 года № 2490, а через него – всего земельно-градостроительного законодательства РФ за последние двадцать лет. С отстранением местного населения от влияния на застройку посредством публичных слушаний или общественных обсуждений. Такие изменения могли быть приняты и много лет назад, но без действий недружественных стран последних двух месяцев не принимались.

Публикации экспертов

Новости