30 декабря 1922 года был заключён Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик. СССР официально распался в конце 1991 года. С тех пор и по настоящее время нынешняя РФ – самый крупный обломок СССР.

Государство характеризует его конституция – обстоятельства её принятия, содержание статей, воплощение на практике, влияние на жизнь большинства граждан. К 100-летию СССР представляется необходимым сравнить его конституцию с конституцией РФ 1993 года.

У СССР было три конституции: 1923, 1936 и 1977 годов, при этом конституции 1923 и 1936 годов ни разу не изменялись. Если не считать дополнение в 1981 году Конституции СССР 1977 года словами "В состав Президиума Совета Министров СССР могут входить по решению Совета Министров СССР и другие члены Правительства СССР", то первые коренные изменения в неё вносились в 1988 году – в разгар "горбачёвщины", т.е. неконституционного разрушения СССР.

Каждая конституция СССР (до "горбачёвщины") соответствовала конкретным историческим условиям, закрепляла достигнутый уровень развития страны, ставила новые задачи. С какой конституцией СССР сравнивать конституцию РФ?

Объективный показатель – время, в т.ч. время действия конституции. Конституция РФ действует 29 лет. Подходящие для сравнения 29 лет надо выявить и за время существования СССР.

Если 29 лет отсчитывать от первой конституции СССР, то получается 1952 год – период окончания "ужасных" "сталинских" "репрессий" и восстановления страны после самой разрушительной в истории человечества войны, с "вклиниванием на пол-пути" второй Конституции СССР. Поэтому сравнение Конституции СССР 1923 года и конституции РФ бессмысленно.

Если 29 лет отсчитывать от второй Конституции СССР, то получается 1965 год – первый год после "хрущёвщины". Соответственно, в "послесталинские" 1950-е годы и первую половину 1960-х годов действовала "сталинская" Конституция СССР 1936 года. Это время состоит из четырёх весьма разных периодов: довоенный (менее пяти лет), военный (почти четыре года), послевоенный "сталинский" (менее восьми лет), "послесталинский". Т.е. и первые 29 лет действия Конституции СССР 1936 года для сравнения с конституцией РФ, при которой такого "разнообразия" не было, не годятся.

Третья Конституция СССР формально продействовала 14 лет, до "горбачёвщины" менее 10 лет, что в три раза меньше 29-ти годов конституции РФ. Вместе с тем подготовка Конституции СССР 1977 года началась в 1962 году. 29 лет с 1962 года – как раз 1991 год, когда разрушение СССР было официально завершено. Вроде бы идеальное совпадение со сроком действия конституции РФ, но в этом периоде нужно заменить "горбачёвщину" как время разрушения СССР, прежде всего изнутри, т.е. 1985-1991 годы.

Таким образом, необходимо сравнить РФ с "послесталинским" "догорбачёвским" СССР. Это время – с середины 1950-х до середины 1980-х годов. Из текстов конституций СССР того времени возьмём за основу Конституцию СССР 1977 года, поскольку её окончательная редакция во многом вобрала в себя наработки и сложившиеся общественные отношения 1960-х годов, и по времени она ближе к конституции РФ 1993 года. Манипулируя, можно было бы использовать отдельные положения "сталинской" Конституции СССР 1936 года – не станем.

Учтём значительные поправки в конституцию РФ 2020 года. Однако если сравнивать жизнь в РФ до и после этих поправок, т.е. в последние полтора года и ранее, то сравнение будет явно не в пользу последних полутора лет. Кроме того, поправки-2020 ничего не изменили в первых двух главах конституции РФ 1993 года, т.е. её статьях 1-64, и "никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации" (ч.2 ст.16 конституции РФ), т.е. её ст.1-16.

Также имеем ввиду, что 29 лет – не "круглая дата", а лишь официальный срок действия конституции РФ, принятой после разрушения СССР. РФ уже полные 30 лет, как и в СССР рассматриваемого периода есть полные 30 лет. Через год полные 30 лет исполнится конституции РФ. Поскольку в настоящее время ничто не указывает, что через год жизнь подавляющего большинства граждан РФ станет лучше, будем исходить из сегодняшних обстоятельств, или что она не ухудшится.

В общем, в связи со 100-летием СССР сравним 30 лет СССР и 30 лет РФ. Просуществует ли РФ в нынешнем виде 100 лет или, как СССР, хотя бы 70 лет – покажет далёкое будущее. До "горбачёвщины" в разрушение СССР тоже мало кто верил.

В силу многочисленности статей конституций и невозможности все их отобразить с пояснениями в одной статье возьмём их часть. Сравним содержание конституций. Про обстоятельства их появления кратко напомним, что конституция РФ обусловлена расстрелом из танков в центре Москвы 3-4 октября 1993 года здания Верховного Совета РФ с засевшими там народными депутатами, а масштабные поправки к ней в 2020 году навязаны в разгар нагнетания т.н. "пандемии коронавируса". Общими обстоятельствами появления конституции в 1993 году и поправок к ней в 2020 году были массовый страх и тревожное будущее. Ничего подобного не было при принятии Конституции СССР 1977 года.

Тексты статей конституций приведены курсивом.

Сущность государства и его герб

Конституция СССР

Статья 1. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны.

Статья 169. Государственный герб Союза Советских Социалистических Республик представляет собой изображение серпа и молота на фоне земного шара, в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью на языках союзных республик: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!". В верхней части герба – пятиконечная звезда.

Любое государство (не страна или родина) – это организация власти. В ст.1 Конституции СССР указывалось, чьи интересы и волю должно выражать государство, и оно стремилось их выражать, например, сохранением низких цен на многие товары, жилищно-коммунальные услуги, проезд во всех видах транспорта. Наименование государства было однозначное. Сообразным ст.1 был и герб СССР.

Конституция РФ

Статья 1

1. Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Однозначного наименования государства нет, чьи интересы и волю оно должно выражать – не указано, конституционные характеристики государства на практике не воплощены. Волю и интересы трудящихся государство выражает в последнюю очередь: достаточно вспомнить недавнее повышение пенсионного возраста, причём в нарушение ч.2 ст.55 конституции РФ, запрещающей издавать законы, умаляющие права граждан.

Герб конституция РФ не описывает, отсылая к ФКЗ. В нём он описан так:

"Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона".

А вот описание герба РФ из указа бывшего президента РФ Ельцина от 30.11.93 № 2050 по результатам учинённого им государственного переворота:

"Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом - три исторические короны Петра Великого (над головами – две малые и над ними – одна большего размера); в лапах орла – скипетр и держава; на груди орла на красном щите – всадник, поражающий копьем дракона".

Двуглавый орёл, короны, скипетр, держава – признаки монархии, а не республиканской формы правления. Соответственно, герб РФ имеет монархическо-ельцинское происхождение и изначально являлся притязанием на единоличную, практически неограниченную президентскую власть. Единственное "отсылочное" упоминание такого герба в главе конституции РФ о федеративном устройстве только подчёркивает его несоответствие такому устройству.

В общем, используя слова ст.1 Конституции СССР и описание герба РФ, становится ясно, чью волю выражает РФ со своей конституцией.

Описание и воплощение народовластия

Конституция СССР

Статья 2. Вся власть в СССР принадлежит народу.

Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР.

Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов.

Устанавливалась принадлежность всей власти народу, а также подконтрольность и подотчётность всех государственных органов советам народных депутатов – представительным органам. В ст.1 Конституции СССР государство называлось общенародным, что не могло не повышать влияние народа на деятельность чиновников.

Конституция РФ

Статья 3

  1. Носителем суверенитета единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
  2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
  3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
  4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Общероссийские референдумы ни разу не проводились, попытки их подготовки по инициативе граждан были пресечены государством.

Народные собрания, кроме организованных государством, а в последние три года и одиночные протесты немедленно пресекаются. Оппозиционные деятели убиты, лишены свободы, объявлены иностранными агентами или уехали в другие страны.

Выборы всех уровней постоянно искажаются. Массовый характер – десятки миллионов граждан – приобрело неучастие в выборах. На выборных должностях постоянно оказываются принимавшие антинародные решения.

Представительные органы (советы депутатов, законодательные собрания, думы) политическую основу РФ не составляют, подконтрольности им других органов нет, привлечения к уголовной ответственности высших должностных лиц во исполнение ч.4 ст.3 нет.

Право выхода региона из страны

Конституция СССР

Статья 72. За каждой союзной республикой сохраняется право свободного выхода из СССР.

До 1985 года, т.е. до "горбачёвщины", выход из СССР какой-либо республики – России, Белоруссии, Украины и др., не обсуждался. В разгар "горбачёвщины", т.е. в конце 1980-х годов, начались попытки выхода отдельных союзных республик из СССР, но на референдуме СССР 17 марта 1991 года по вопросу сохранения СССР три четверти принявших в нём участие избирателей проголосовало "за". При всех переиначиваниях вопроса этого референдума, какие были в отдельных союзных республиках, а также с учётом отказа в его проведения в 6 из 15 союзных республик (России, Украины и Белорусии среди этих шести не было), такой результат референдума в силу части первой ст.2 Конституции СССР, согласно которой "вся власть в СССР принадлежит народу", означал отказ в свободном выходе союзной республики из СССР. В нарушение результата референдума и части первой статьи 2 Конституции СССР президенты РФ, Украины и Белоруссии при непротивлении президента СССР Горбачёва в декабре 1991 года приняли решения о прекращении существования СССР.

В конституции РФ нет положений о выходе регионов из состава РФ. Законы РФ предусматривают принятие в состав РФ нового субъекта РФ, но не предусматривают выход субъекта РФ из состава РФ. Согласно п.1 ч.5 ст. 6 ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" "на референдум не могут выноситься вопросы об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закреплённого Конституцией Российской Федерации", а согласно ч.2.1 ст.67 конституции РФ (из поправок-2020) "действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются". Т.е. территории в состав РФ войти можно, а выйти нельзя.

При невозможности выхода регионов из состава РФ для высших чиновников отдельных регионов федеральной властью предоставляются многочисленные дополнительные полномочия, исключения и деньги, позволяющие им властвовать по-своему. В этих условиях никакого равноправия субъектов РФ (ст.5 конституции РФ) не может быть.

Экономика и государственная собственность

Конституция СССР

Статья 11. Государственная собственность – общее достояние всего советского народа, основная форма социалистической собственности.

В исключительной собственности государства находятся: земля, ее недра, воды, леса. Государству принадлежат основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления задач государства.

Статья 16. Экономика СССР составляет единый народнохозяйственный комплекс, охватывающий все звенья общественного производства, распределения и обмена на территории страны.

Руководство экономикой осуществляется на основе государственных планов экономического и социального развития, с учетом отраслевого и территориального принципов, при сочетании централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, объединений и других организаций. При этом активно используются хозяйственный расчет, прибыль, себестоимость, другие экономические рычаги и стимулы.

Взвешенно прописанные экономические основы. СССР был страной с самодостаточной экономикой. Благодаря построенным в СССР предприятиям до сих пор сохраняется РФ. Кроме природных объектов остальное указанное в ст.11 имущество создавалось за счёт государства, становилось его собственностью и использовалось в интересах всех граждан СССР. Экономическая политика СССР была самостоятельной, а не навязанной извне.

Конституция РФ

Статья 8

  1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
  2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Статья 9

  1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
  2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Статья 75.1

В Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность.

Единое экономическое пространство и поддержка конкуренции невозможны в условиях разорения множества доставшихся от СССР предприятий и их невосполнения в РФ, создания "особых экономических зон" и прочих отдельных территорий с особыми законами, наделения некоторых крупных организаций различными привилегиями, многочисленных экономических санкций.

Исключительная государственная собственность на какое-либо имущество конституцией РФ не установлена, что привело к приватизации созданных в СССР объектов, указанных в ст.11 Конституции СССР, и постоянному повышению цен и тарифов на всё – при неупоминании слова "приватизация" в конституции РФ. "Иные формы собственности" (ч.2 ст.8 и ч.2 ст.9) не узаконены.

Экономических "подробностей" в конституции РФ нет, что для государства – своеобразная экономическая свобода действий. Кроме приватизации советских объектов РФ предпочла в основном "экономику трубы", паразитирование на продаже в другие страны даром доставшихся и разведанных при СССР природных ресурсов. При этом в РФ не газифицированы дома даже в газодобывающих регионах.

Т.н. "экономические реформы" проводились по указаниям извне – в ущерб России как стране и подавляющему большинству её граждан. Впрочем, такими были не только сугубо экономические реформы.

Природные ресурсы не используются как основа жизни народов, проживающих на соответствующей территории, иначе самым бедным регионом РФ была бы Москва, в которой добываемые природные ресурсы отсутствуют. Но богатеющая Москва всё больше отличается от беднеющих регионов.

В РФ почти ничего не производится без задействования чего-то иностранного. Режим наибольшего благоприятствования зачастую имеют не предприятия, а финансовые прочие и посреднические структуры, т.е. те, кто ничего не производит. Вследствие запутанности и обременительности налогообложения, а также несогласия с государством огромным спросом пользуются схемы и консультации, главная цель которых – не как заплатить, а как без привлечения к ответственности не заплатить налоги, взносы, сборы и т.п.

Ст.75.1 – из поправок-2020. Собирательная о разном, с "экономикой" на первом месте. Жизнь только отдаляется от её содержания. Вместо экономического роста страны и повышения благосостояния подавляющего большинства граждан – их снижение. Никакого взаимного доверия государства и общества, политической и социальной солидарности не может быть, поскольку высшие должностные лица живут по своим представлениям и постоянно врут. "Уважение человека труда" было в СССР, в РФ человек труда зачастую презираем и беден. "Экономическая солидарность" в РФ – такие же далёкие от жизни слова, как и остальные в ст.75.1.

Экономика РФ неотделима от множества экономических преступлений, немыслимых в СССР, на которых наживаются чиновники и близкие к ним лица. Уголовных дел против них должно быть намного больше благодаря подробным журналистским расследованиям, фактически представляющим доказательства по таким делам, но они часто не возбуждаются или не доводятся до обвинительных приговоров с суровыми наказаниями.

Собственность граждан

Конституция СССР

Статья 13. Основу личной собственности граждан СССР составляют трудовые доходы. В личной собственности могут находиться предметы обихода, личного потребления, удобства и подсобного домашнего хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения. Личная собственность граждан и право ее наследования охраняются государством.

В пользовании граждан могут находиться участки земли, предоставляемые в установленном законом порядке для ведения подсобного хозяйства (включая содержание скота и птицы), садоводства и огородничества, а также для индивидуального жилищного строительства. Граждане обязаны рационально использовать предоставленные им земельные участки. Государство и колхозы оказывают содействие гражданам в ведении подсобного хозяйства.

Имущество, находящееся в личной собственности или в пользовании граждан, не должно служить для извлечения нетрудовых доходов, использоваться в ущерб интересам общества.

Собственность называлась личной, а не частной, приобретаемой на трудовые доходы, что подчёркивало необходимость имущества для личного пользования гражданина и недопустимость его приобретения на нетрудовые доходы.

Конституция РФ

Статья 35

  1. Право частной собственности охраняется законом.
  2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Собственность гражданина с "личной" заменена на "частную", что в сочетании с возможностью отдельных граждан приватизировать бывшие советские объекты привело к баснословному обогащению единиц и обеднению подавляющего большинства. Доставшаяся почти даром крупная собственность разлагает, порождает расточительство и произвол новых хозяев, бедность и фактическое бесправие остальных.

Образование

Конституция СССР

Статья 25. В СССР существует и совершенствуется единая система народного образования, которая обеспечивает общеобразовательную и профессиональную подготовку граждан, служит коммунистическому воспитанию, духовному и физическому развитию молодежи, готовит ее к труду и общественной деятельности.

Статья 45. Граждане СССР имеют право на образование.

Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством; развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам, бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования.

Можно долго потешаться над "коммунистическим воспитанием", но образование было подлинно народным: образовывались и отдельные граждане, и весь народ, поэтому общий образовательный уровень в СССР был высок. Школа и учебники в СССР не только учили, но и давали приличное воспитание, заставляли думать, духовно развивали, готовили к труду и общественно-полезной деятельности. Получение образования, в т.ч. высшего и послевузовского, было только бесплатным. Выпускники любых учебных заведений гарантированно сразу получали работу по образовательной специальности.

Конституция РФ

Статья 43

  1. Каждый имеет право на образование.
  2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
  3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
  4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
  5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Образование народа исчезло, теперь каждый "образовывается" для себя. Школы не обязаны воспитывать, учителя перегружены всякой отчётностью и "оптимизацией", у них часто невысокая оплата труда.

В сельской местности множество школ закрылось – некого и некому учить. Огромному числу школ в небольших населённых пунктах требуется немедленный капитальный ремонт или новые здания.

Нынешние школьные режимы-"учения" и учебники возмущают родителей, учившихся в СССР. Учебные заведения превратились в места оказания образовательных услуг, в высших учебных заведениях в основном платное образование. Во многих паразитирующих на былом советском авторитете университетах качество образования невысокое, плохо образованные работники не будут работать хорошо.

Окончание учебного заведения не гарантирует работу по образовательной специальности, если не рассматривать труд "за копейки". Поэтому очень многие выпускники не работают по своей образовательной специальности.

Кто может, тот получает высшее образование в других странах и нередко остаётся там работать и жить. Около половины молодёжи хочет навсегда уехать из России, поскольку не видит в ней лучшее будущее. Настроенный на отъезд из страны вряд ли будет что-то улучшать в этой стране.

Научное развитие

Конституция СССР

Статья 26. В соответствии с потребностями общества государство обеспечивает планомерное развитие науки и подготовку научных кадров, организует внедрение результатов научных исследований в народное хозяйство и другие сферы жизни.

СССР был лидером в научных достижениях, они признаны во всём мире. СССР воспитал множество учёных всех отраслей наук, научные работники в СССР были в почёте и с хорошими заработками. Благодаря научным достижениям СССР до сих пор сохраняется РФ.

Конституция РФ

Статья 114

1. Правительство Российской Федерации:

в.1) обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала.

Это из поправок-2020. Ранее подобного положения в конституции РФ не было, говорилось лишь о проведении некой "единой государственной политики в области науки". Соответственно, не было сохранения и развития научного потенциала, за последние тридцать лет многие тысячи учёных и других высококвалифицированных специалистов уехали из РФ работать и жить в другие страны, повышая там научно-технологическое развитие и своё благосостояние.

Будет ли надлежаще исполняться это положение конституции РФ – покажет время. Без научно-технологического развития и качественного образования Россия останется без хорошего будущего.

Повышение культурного уровня

Конституция СССР

Статья 27. Государство заботится об охране, преумножении и широком использовании духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания советских людей, повышения их культурного уровня.

В СССР всемерно поощряется развитие профессионального искусства и народного художественного творчества.

Благодаря воплощению таких установлений в СССР большинство людей лучше следило за собой, своей речью, своим поведением, приобщалось к многочисленным советским шедеврам, которые и сегодня приятно смотреть, читать, слушать "в десятый раз". Общество улучшалось.

В конституции РФ нет задачи повышения культурного уровня граждан. Он и рухнул у многих, включая высших должностных лиц. Питательная среда для шедевров исчезла, вместо них низкопробная "культурная продукция" – причина и следствие всевозможной деградации.

Развитие сельской местности

Конституция СССР

Статья 22. В СССР последовательно претворяется в жизнь программа превращения сельскохозяйственного труда в разновидность индустриального; расширения в сельской местности сети учреждений народного образования, культуры, здравоохранения, торговли и общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства; преобразования сел и деревень в благоустроенные поселки.

Как было установлено в ст.22 Конституции СССР – так и делалось. Ничего подобного в конституции РФ и в жизни нет. В деревнях и посёлках сокращаются все учреждения, созданные там при СССР. Разорено множество сельскохозяйственных предприятий. Рабочих мест во многих сельских населённых пунктах нет или есть с нищенской оплатой труда. Поэтому за последние 30 лет десятки тысяч деревень полностью обезлюдили или превратились в зоны нищенского доживания последних пенсионеров и социального одичания. Последнее свойственно также некоторым малым городам.

Право на труд и трудовые коллективы

Конституция СССР

Статья 8. Трудовые коллективы участвуют в обсуждении и решении государственных и общественных дел, в планировании производства и социального развития, в подготовке и расстановке кадров, в обсуждении и решении вопросов управления предприятиями и учреждениями, улучшения условий труда и быта, использования средств, предназначенных для развития производства, а также на социально-культурные мероприятия и материальное поощрение.

Статья 21. Государство заботится об улучшении условий и охране труда, его научной организации, о сокращении, а в дальнейшем и полном вытеснении тяжелого физического труда на основе комплексной механизации и автоматизации производственных процессов во всех отраслях народного хозяйства.

Статья 23. На основе роста производительности труда государство неуклонно осуществляет курс на повышение уровня оплаты труда, реальных доходов трудящихся.

В целях более полного удовлетворения потребностей советских людей создаются общественные фонды потребления. Государство при широком участии общественных организаций и трудовых коллективов обеспечивает рост и справедливое распределение этих фондов.

Статья 40. Граждане СССР имеют право на труд, – то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера, – включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей.

Это право обеспечивается социалистической системой хозяйства, неуклонным ростом производительных сил, бесплатным профессиональным обучением, повышением трудовой квалификации и обучением новым специальностям, развитием систем профессиональной ориентации и трудоустройства.

Статья 60. Обязанность и дело чести каждого способного к труду гражданина СССР – добросовестный труд в избранной им области общественно полезной деятельности, соблюдение трудовой дисциплины. Уклонение от общественно полезного труда несовместимо с принципами социалистического общества.

Ст.8 о трудовых коллективах была в главе 1 "Политическая система" Конституции СССР, что сродни главе 1 "Основы конституционного строя" конституции РФ. Но в конституции РФ трудовые коллективы не упоминаются, что практически исключило их роль в том, что указывалось в ст.8 Конституции СССР.

Ст.40 – о праве на труд, ст.60 – об обязанности трудиться добросовестно и с пользой для общества. Это отличало трудовую деятельность в СССР от некоторых современных "заработков" отдельных лиц в РФ, ничего полезного для общества не дающих. Безработных в СССР не было – различные работники требовались в самых отдалённых уголках страны. Была справедливая оплата труда – высококвалифицированный рабочий мог зарабатывать больше профессора, работающий на Севере зарабатывал больше своего коллеги в Москве и т.п. Государство действительно заботилось об улучшении условий и охраны труда, о повышении доходов трудящихся, бесплатном повышением квалификации.

Конституция РФ

Статья 37

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Ст.37 работу не гарантирует, если не рассматривать труд с нищенской оплатой. Она не про гарантированную работу с приличным заработком, а про условия труда для тех, кому работа досталась. "Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности" (ч.3 ст.37) чаще всего не соответствует действительности на подземных работах.

Поскольку конституция РФ не гарантирует получение работы, бессмысленно искать в ней истоки для высококвалифицированных рабочих мест. Создаваемые рабочие места часто предполагают малоквалифицированную работу.

Конституция РФ не обязывает государство создавать рабочие места для жителей всех населённых пунктов, что в сочетании с разграблением советских предприятий, в т.ч. сельскохозяйственных, привело к безработице и оттоку населения из деревень и малых городов, обезлюдиваванию сельской местности и перенаселённости больших городов, широкому распространению "вахтовой" работы, т.е. регулярных отъездов из постоянного места жительства на заработки в другой регион на долгий срок, в основном мужчин. Во многих не самых мелких населённых пунктах нет никакой работы, даже обычные охранники приезжают за тысячу километров в Москву на 1-2 недели "вахты".

Вследствие повышения пенсионного возраста повысилась вероятность безработицы для молодёжи. Если не брать в расчёт высших чиновников и прочих "отдельных лиц", то для зарабатывания сколь-нибудь приличных денег в условиях постоянного роста цен на всё нужно постоянно перерабатывать или работать в разных местах. Всё это несовместимо с отдыхом, сохранением семей, рождением и воспитанием детей, укреплением здоровья.

Охрана здоровья

Конституция СССР

Статья 42. Граждане СССР имеют право на охрану здоровья.

Это право обеспечивается бесплатной квалифицированной медицинской помощью, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения; расширением сети учреждений для лечения и укрепления здоровья граждан; развитием и совершенствованием техники безопасности и производственной санитарии; проведением широких профилактических мероприятий; мерами по оздоровлению окружающей среды; особой заботой о здоровье подрастающего поколения, включая запрещение детского труда, не связанного с обучением и трудовым воспитанием; развертыванием научных исследований, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости, на обеспечение долголетней активной жизни граждан.

Всё так и было. Медицинские учреждения всюду были в пешеходной доступности. В городских поликлиниках по месту жительства были все необходимые врачи. Ежегодно проводилась диспансеризация, позволявшая своевременно выявлять различные заболевания или излечиваться от них. Всё медицинское обслуживание было бесплатным. Поэтому люди реже болели, быстрее выздоравливали, дольше жили, население СССР росло.

Конституция РФ

Статья 41

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

В жизни главной здесь стала вторая часть второго предложения ч.1, или "нет денег – нет медицинской помощи". Произошло повсеместное сокращение государственных/муниципальных медицинских учреждений и врачей, повлёкшее особенно много преждевременных смертей в 2020-2021 года в условиях т.н. "пандемии коронавируса". Некоторых необходимых врачей (например, стоматологов) в поликлиниках по месту жительства вообще нет, в т.ч. в Москве. У многих врачей низкая квалификация – прямое следствие дезобразованщины последних тридцати лет. Многие врачи не столько лечат, сколько "действуют по протоколу" или наживаются на больных. Кроме врачей в "бесплатных" медицинских учреждениях часто нет нужных лекарств и прочего оснащения: больные или их близкие многое покупают за свой счёт. Лекарства постоянно дорожают.

Многие медицинские операции или лекарства можно сделать или купить только в других странах и за очень большие деньги, которых у государства "нет". В РФ обычным делом является сбор добровольных пожертвований на эти цели.

Фактически медицинская помощь стала платной. У государства много лет "не было денег" на нормальное здравоохранение, но они нашлись на "специальную военную операцию".

Соответственно, коренное население РФ сокращается, вымирает, замещаясь мигрантами. В огромной вымирающей стране с преимущественно холодным климатом существенный экономический рост и повышения благосостояния большинства граждан невозможны.

Получение жилища

Конституция СССР

Статья 44. Граждане СССР имеют право на жилище.

Это право обеспечивается развитием и охраной государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, справедливым распределением под общественным контролем жилой площади, предоставляемой по мере осуществления программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги. Граждане СССР должны бережно относиться к предоставленному им жилищу.

Несмотря на отсутствие в ст.44 упоминания о бесплатности предоставления жилья, в СССР жильё предоставлялось бесплатно всем гражданам, независимо от их места жительства, образования, профессии, места работы, в т.ч. в т.н. "элитных" многоквартирных домах. Не желавшие ждать бесплатное предоставление жилья могли получить квартиру через ЖСК за "посильные" деньги, при этом не было никаких "обманутых дольщиков". Плата за жилищно-коммунальные услуги была низкой.

Конституция РФ

Статья 40

  1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
  3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Бесплатные квартиры теперь могут получить только "очень льготные" граждане, прежде всего высшие чиновники. Остальным, если жильё не досталось бесплатно от СССР или родственников, нет сразу больших денег и желания "снимать" жильё, приходится его покупать "в ипотеку", т.е. 10-15 лет выплачивать за него большие деньги. При этом нет никакой уверенности, что за столь долгий срок ничего не изменится в худшую сторону: не исчезнет работа, а с ней и деньги на выплаты за жильё, не ухудшится здоровье, не вырастут цены и т.п. Отсюда – распад семей, уменьшение рождаемости, отказы себе в отдыхе, ухудшенное питание, непрохождение медицинских обследований (которые часто тоже платные), а также страхи лишиться работы с заработками и защищать свои права. Последнее государство и многих работодателей полностью устраивает, поскольку создаёт им условия для всякого произвола.

Во всеуслышанье призывают "брать ипотеку" обычно бесплатно получившие квартиры чиновники. В итоге после многих лет расплаты будет небольшая квартира на N-цатом этаже где-то на окраине среди всевозможной уплотнительности. И регулярно дорожают жилищно-коммунальные услуги.

Положение судей и судебная защита

Конституция СССР

Статья 152. Все суды в СССР образуются на началах выборности судей и народных заседателей.

Народные судьи районных (городских) народных судов избираются гражданами района (города) на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Народные заседатели районных (городских) народных судов избираются на собраниях граждан по месту их работы или жительства открытым голосованием сроком на два с половиной года.

Вышестоящие суды избираются соответствующими Советами народных депутатов сроком на пять лет.

Судьи военных трибуналов избираются Президиумом Верховного Совета СССР сроком на пять лет, а народные заседатели – собраниями военнослужащих сроком на два с половиной года.

Судьи и народные заседатели ответственны перед избирателями или избравшими их органами, отчитываются перед ними и могут быть ими отозваны в установленном законом порядке.

Судьи избирались непосредственно гражданами и поэтому назывались народными. Не было "вечных" судей – срок их полномочий указан в ст.152. Судьи были подотчётны избирателям, предусматривалась возможность отзыва судей избравшими их гражданами.

Конституция РФ

Статья 83

Президент Российской Федерации:

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации; назначает председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов;

Статья 121

1. Судьи несменяемы.

2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

Судьи в РФ гражданами не избираются, поэтому не "народные".

Редакция п."е" ст.83 – из поправок-2020, аналогичные положения были и в изначальной конституции РФ. За исключением мировых ("низших") судей остальные суды в РФ федеральные и их судьи назначаются только президентом РФ либо с его представления. Соответственно в РФ практически невозможно успешно оспорить решения, действия, высказывания президента РФ. Разумеется, президент РФ не может знать столько назначаемых им судей, поэтому попадание в судьи решающе зависит не столько от президента РФ, сколько от его окружения, предлагающего кандидатуры в судьи.

Мировые судьи, которые по "мелким" делам обычно начинают "судить избирателей", непосредственно избирателями тоже не избираются. Если в СССР судьи избирались, как депутаты, теми же гражданами, которые знали, кто выдвигается в судьи, то теперь граждане узнают, кто судья, только если привлечены к какому-то судебному процессу. Ни о каких сроках полномочий, отзывах, ответственности судей перед избирателями конституция РФ не упоминает.

Такое независимое от избирателей положение судей обусловило их соответствующее отношение к избирателям, особенно заметное по жалобам на нарушение избирательного законодательства и в уголовных процессах. Государственные преследования усиливаются, и государственные суды их поддерживают: число оправдательных приговоров в РФ в среднем в десять раз меньше, чем во время "сталинского террора" в СССР.

В судах часто господствует "правота" чиновников и их структур. Не только в уголовных делах обычной является практика игнорированиями судьями, в т.ч. высших инстанций, конституции РФ и законодательства, доводов небогатых граждан и их адвокатов, по сравнению с которой случаев привлечения судей к ответственности единицы. Судебные процессы часто длятся годами, что требует больших ресурсов как государства, так и частных лиц.

"Не только для предпринимателей, но и для многих людей, пытающихся законно восстановить свои права, суд так и не стал "ни скорым, ни правым, ни справедливым". Не говорю "всегда", но во многих случаях, к сожалению, это так". Это слова не какого-то оппозиционера, а президента РФ из послания Федеральному Собранию 2001 года. Есть там и много других правильных слов. С тех пор прошло двадцать лет, но положение с судебной защитой мало изменилось.

Внешняя политика

Конституция СССР

Статья 29. Отношения СССР с другими государствами строятся на основе соблюдения принципов суверенного равенства; взаимного отказа от применения силы или угрозы силой; нерушимости границ; территориальной целостности государств; мирного урегулирования споров; невмешательства во внутренние дела; уважения прав человека и основных свобод; равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничества между государствами; добросовестного выполнения обязательств, вытекающих из общепризнанных принципов и норм международного права, из заключенных СССР международных договоров.

У СССР было много союзников во всём мире. После Гитлера никто не смел палить по СССР ракетами, топить его корабли, взрывать его мосты. При "догорбачёвском" СССР невозможно было представить военные столкновения ни между Россией и Украиной, ни между Россией и другими республиками СССР, ни внутри России.

Конституция РФ

Статья 79.1

Российская Федерация принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства.

Это статья из поправок-2020. В 2022-м – "специальная военная операция".

Таковы основные различия конституций и жизней в СССР и РФ. По ним видно, что СССР по многим признакам был лучше РФ. Рассуждения о "естественном", "исторически неизбежном" и т.п. распаде СССР не соответствуют действительности: вопреки вышеописанному, прежде всего воле большинства граждан СССР, он стал жертвой предательства правившей верхушки. Но несомненные великие советские идеи, достижения и блага всегда будут востребованы.

Алексей Мазуров
29 ноября 2022

Публикации экспертов

Новости