Эксперты: Е.В.Харитонова Е.А.Савчук

Существуют ли негативные психологические, социальные, юридические отдаленные последствия онлайн-образования/обучения?

Вывод:

На основании проведенного экспертного аналитического исследования можно утвердительно ответить на поставленный вопрос. Да, существуют негативные психологические, социальные, юридические отдаленные последствия онлайн-образования/обучения.

Существуют ли негативные психологические, социальные, юридические отдаленные последствия внедрения антивирусных мер при посещении школ и вузов с 01.09.2020 года (ношение масок на уроках, применение санитайзеров, измерение температуры)?

Вывод: 

На основании проведенного экспертного аналитического исследования можно утвердительно ответить на поставленный вопрос. Да, существуют негативные психологические, социальные, юридические отдаленные последствия внедрения антивирусных мер при посещении школ и вузов с 01.09.2020 года (ношение масок на уроках, применение санитайзеров, измерение температуры).

Существуют ли негативные психологические, социальные, юридические, политические последствия внедрения онлайн-взаимодействия с государственными органами (риски, угрозы, проблемы персональной безопасности)?

Вывод:

На основании проведенного экспертного аналитического исследования можно утвердительно ответить на поставленный вопрос. Да, существуют негативные психологические, социальные, юридические, политические последствия внедрения онлайн-взаимодействия с государственными органами.

Последствия дистанционного образования. 

Существуют ли негативные последствия психологического, социально-психологического, медицинского характера при переходе на дистанционное обучение?

Вывод: 

Да. Внедрение дистанционного обучения влечет за собой негативные последствия психологического, социально-психологического, медицинского характера.

Методические основы экспертного исследования

Аналитический подход

Проведен экспертный анализ различных компонент ситуации, обозначенной в поставленных на определение вопросах.

Метод аналогий 

Аналогию можно определить примерно следующим образом. Аналогия — это метод, использующий аналог (т.е. идеальный или материальный предмет, адекватно отражающий исследуемый процесс или предмет); вывод о наличии какого-либо признака у исследуемого объекта при таком методе делается на основе сходства, существующего в других признаках. 

В данном случае опыт клинической практики и клинических исследований, в том числе в условиях фрустрации базовых потребностей и сенсорной и социальной депривации позволяют переносить существующие знания и закономерности на изучаемую ситуацию.

Исторический метод

Изучение истории, в данном случае онтогенеза формирования высших психических функций, мотивационно-потребностной сферы, социально-коммуникативных навыков и умений.

Метод моделирования

Представляет собой воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, созданном для их изучения.

Логический метод

Системный подход, анализ причинно-следственных связей, позволяющих делать обоснованные вероятностные выводы и прогнозы. Выведение следствий путем анализа причин.

Метод идеализации

Мысленное конструирование объектов, которые в действительности еще не существовали или практически отсутствуют. Научная идеализация – это выработка идеи, так называемых научных понятий. В определенных случаях речь может идти о мысленном эксперименте. В данном случае является дополнением метода аналогий. 

Метод комплексного анализа

При проведении экспертизы применялся  комплексный анализ информации, характеризующей  ситуацию, обозначенную в вопросах к экспертам а именно: соответствующей психологической литературы, экспертных мнений, доступных элементов общественного мнения – не из официальных опросов общественного мнения, а из реальных отзывов и комментариев людей [1]

Междисциплинарный подход

При проведении экспертного исследования применялись данные психологии личности, клинической психологии, социальной психологии.

Эксперимент

Эксперимент – это активное вмешательство в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование некоторыми факторами, и регистрация соответствующих изменений в состоянии и поведении объекта исследования. 

Фактически, происходящие в образовании и социальной жизни события могут быть отнесены к категории социального эксперимента, последствия которого пока можно только предполагать и научно прогнозировать.

Идеальным методом исследования отдаленных последствий внедрения того или иного экспериментального «стимула» является лонгитюдное исследование, то есть исследование связанных с данным стимулом изменений на определенном промежутке времени. Этот метод в данном случае неприменим, так как данные последствия пока носят предполагаемый и/или прогнозируемый характер. 

Описанные выше методы частично решают данную задачу. Вместе с тем, следует обратить внимание, что результаты исследования могут носить вероятностный характер.

Исследование

Эксперты проекта ОНФ (Общероссийский народный фронт) «Равные возможности – детям» и фонда «Национальные ресурсы образования» опросили по всей стране 2401 родителя учащихся 1-11 классов и 2695 школьников от 13 до 18 лет об их оценках дистанционного обучения. Подавляющее большинство родителей (70%) уверены, что дистанционным обучением школу заменить невозможно, а 60% подростков не хотели бы постоянно учиться удаленно. Все онлайн-платформы, которыми ученики пользуются в период дистанционного обучения, сейчас работают с перебоями. О сбоях обучающих онлайн-платформ сообщили 88% использовавших их учеников. Неготовность детей к самоорганизации во многом стала причиной роста нагрузки на родителей, который заметили 48% опрошенных. 62% считают, что у их детей снизилась мотивация к учебе, 9% – повысилась. При этом 55% респондентов скорее или полностью удовлетворены тем, как школа решает вопросы с обучением в период карантина. 45% родителей указали на недостаток онлайн-общения с учителями, которые устраняются от процесса обучения. Шесть из десяти детей и уверены, что учиться в классе все же интереснее, чем дистанционно, для 40% ребят удаленное обучение оказалось психологически более комфортным. Треть опрошенных считают, что в удаленном режиме они учатся так же продуктивно, как и в стенах школы, 27% уверены, что к экзаменам можно успешно подготовиться и дистанционно. Для 65% учащихся по-прежнему в ходе очных занятий проще запоминать и понимать новый материал. Более половины подростков (57%) стали чувствовать нехватку общения с другими учениками, 45% – нехватку общения с педагогами. 77% школьников отметили увеличившийся объем заданий для самостоятельной работы, 49% – повысившуюся утомляемость[2]

МОСКВА, 5 июня. /ТАСС/. Свыше 70% опрошенных студентов вузов России пожаловались на нехватку очного общения со своими сокурсниками и преподавателями во время дистанционного обучения. Такие данные следуют из имеющихся в распоряжении ТАСС результатов опроса, проведенного рейтинговым агентством RAEX.

"Главный недостаток дистанционного обучения - дефицит общения: 70,2% студентов заявили, что им не хватает очного общения с сокурсниками и преподавателями; 36,9% молодых людей признались в том, что им трудно организовать свою работу. А 33,8% отметили такой недостаток, как урезанный формат обучения, при котором нет лабораторных, практикумов", - говорится в материалах [3].

Т.В. Черниговская обозначает ряд проблем, связанных с онлайн-обучением. Прежде всего, это непонимание самими преподавателями того, как должен быть выстроен урок и система уроков, сколько должен длиться онлайн-урок. 

У большинства современных преподавателей нет опыта для того, чтобы грамотно ответить на эти вопросы, а классические программы обучения, зарекомендовавшие себя ранее, не подходят для онлайн-формата и нуждаются в редактировании и перестройке. 

Также остается неясным, как обеспечить ребенку возможность переключения между уроками (ведь нельзя проконтролировать, чем он будет занят во время перемены, точно так же как нельзя быть уверенным, что во время урока он погружен только в изучение предмета). Отсутствие решений этих проблем может отрицательно сказаться как на психологическом здоровье учащихся (можно предположить, что у ребенка в таких условиях будут сбиваться социальные навыки), так и на их физическом здоровье (болезни зрения, опорно-двигательной системы).

Разумеется, помимо обозначенных проблем, серьезно стоит вопрос и о качестве образования.

Рассмотрим последовательно следующие психологические параметры, которые могут подвергнуться влиянию при внедрении онлайн-обучения:

  1. Развитие высших психических функций (ВПФ) – внимание, память, мышление, речь, воображение;
  2. Развитие личности – формирование потребностей, системы мотивации, эмоций;
  3. Развитие и формирование системы межличностных отношений и коммуникаций;
  4. Развитие психопатологий, формирование основы для асоциального и девиантного поведения. Психическое здоровье.

I. Развитие высших психических функций (ВПФ) – внимание, память, мышление, речь, воображение

По мнению экспертов, снижению и деградации подвергаться все перечисленные выше ВПФ. Особое внимание следует уделить мышлению. Отметим, что онлайн-курсы – курсы для дистанционного обучения - как и традиционный очный курс, разрабатываются в соответствии с утвержденными программами учебной дисциплины. В программах определены цели и задачи изучения курса, а также, как правило, разработаны критерии и методики проверки эффективности его изучения. Самый простой способ оценки онлайн-курса такой: «Если после обучения на курсе цели достигнуты, то курс оценивается положительно».

Проверка знаний при дистанционном обучении, как правило, носит тестовый характер.

Суть тестовой проверки состоит в предоставлении «испытуемому» перечня вариантов ответов, один из которых правильный.

При дистанционном обучении тестовый тип проверки усвоения знаний становится или единственным, или доминирующим. 

Последствия для интеллектуального развития, формирования мышления крайне негативны:

  1. Блокируется развитие системного мышления, связанного с установлением причинно-следственных отношений.
  2. Формируется особый тип мышления - детей обучают «тестовому взгляду» на мир, когда перед ними всегда есть выбор из нескольких готовых вариантов. Дети перестают задумываться и ждут, когда им дадут варианты на выбор. Они все реже способны предложить свою идею. Фактически, тестовый тип проверки знаний (это касается и ЕГЭ) приводит к атрофии продуктивного мышления. Сформированный тип мышления переносится и на другие сферы жизни. Ученики не хотят «напрягаться» и ждут, когда им предложат готовые варианты решения. 
  3. Блокируется развитие способности рассуждать, у учеников формируется ощущение, что существует единственный правильный ответ. Следствие: дефицит новых идей, управляемость.
  4. Формируется страх ошибки, неудачи при выборе неверного варианта ответа. Повышается уровень тревожности, неуверенности в себе. Последствия выбора неверного ответа представляются ребенку катастрофическими.
  5. У ребенка формируется мотивация избегания неудачи, доминирующая над мотивацией достижения.
  6. Появляется неуверенность в ситуации неопределенности.
  7. Возрастает склонность к избеганию риска.
  8. Потребность в аффилиации - любви и принадлежности к группе (семья, дружба, свой круг, референтная группа);
  9. Потребность в уважении, признании, статусе и авторитете в группе (уважаю себя я, уважают меня другие, я известен и нужен). Здесь же формируется потребность в достижениях, забота о собственной репутации;
  10. Потребность в самоактуализации (развитие способностей). Человек хочет заниматься тем, к чему у него есть склонности и способности, где он может принести пользу и самореализоваться.
  11. социальное недовольство, протестные настроения;
  12. пассивность, инертность, социальная апатия. 

Здесь же речь может идти о деформации волевых качеств:

Перечисленные факторы делают человека беспомощным, неспособным принимать ответственные решения, брать на себя ответственность.

Внимание! При разработке онлайн-программ необходимо использовать методы удерживания внимания учеников. Стандартное время урока 45 минут при онлайн-обучении невозможно, необходимо использовать более дробные временные интервалы. Это также имеет негативные последствия для психического развития ребенка.

Некоторые ученики не могут сосредоточиться во время онлайн-лекций (есть соблазн заглянуть в соцсеть или просто закрыть вкладку браузера).

Формируется и некоторый «пофигизм», иллюзия многовариантности, возможности «переиграть», «обнулить» игру (по аналогии с несколькими жизнями в компьютерных играх). Эффект «геймизации» обучения во многом связан с необходимостью удерживать внимание учеников, развлекать их в процессе обучения. 

Поскольку обучение начинает ассоциироваться с игрой, снижается уровень ответственности ребенка, а это уже параметр развития личности. 

II. Развитие личности – формирование потребностей, системы мотивации, эмоционально-волевых качеств

Исходя из теории об иерархии потребностей, предложенной А. Маслоу, потребность в безопасности является базовой, наряду с физиологическими потребностями. Она  является фундаментом, на который надстраиваются все остальные потребности. Если потребность в безопасности не удовлетворена, остальные потребности (более высокого уровня) не развиваются и никак себя не проявляют, человеку просто не до них. Закономерность, замеченная Маслоу, состоит в том, что, когда удовлетворяются потребности более простые, человек начинает тянуться к потребностям более высокого порядка – к социальным, познавательным, духовным потребностям, к потребности в развитии и самореализации. Фактически, при погружении ребенка в условия, где отсутствует безопасность, где нагнетается чувство приближающейся угрозы, происходит блокирование развития его личности. Наблюдается остановка в развитии, а часто (но не всегда – многое зависит от воспитания) деградация, регрессия на низшие, биологические уровни развития. Стимулируются инстинкты борьбы за выживание, инстинкт самосохранения, часто это происходит за счет разрушения социальных связей и человеческих качеств высшего порядка, таких как альтруизм, сострадание, милосердие. 

Более высокими потребностями по отношению к потребности в безопасности являются:

Позже, в других работах, А. Маслоу иногда добавлял уровень познавательных (обучение, познание) и эстетических потребностей.

Соответственно, можно сделать вывод, что весь комплекс обстоятельств, связанных как с внедрением онлайн-обучения, так и с внедрением мер «профилактики заражения», ведут к повышению уровня тревожности и повышению уровня опасности.  В свою очередь, неудовлетворенная потребность в безопасности, хронический средовой стресс и переживания тревоги приведут к снижению учебной мотивации учеников школ и студентов, к снижению успеваемости и отразятся на качестве школьной (общеобразовательной) и профессиональной подготовки.

III. Развитие и формирование системы межличностных отношений и коммуникаций

В социальной психологии принято выделять 3 стороны общения:

  • Межличностное восприятие – социальная перцепция
  • Взаимодействие (в форме кооперации или конкуренции)
  • Коммуникация как обмен информацией, как вербальной, так и невербальной.

При внедрении онлайн-образования, а также мер безопасности в учебных заведениях (ношение масок) все 3 стороны общения будут полностью или частично заблокированы.

Внедрение онлайн-обучения влечет за собой увеличение социальной дистанции, разобщение. Даже разрешенное на определенных условиях посещение школ с 1 сентября 2020 года предполагает увеличение социальной дистанции: рассаживание учеников, запрет игр и контактов во время перемен, маски и пр. Все это будет иметь крайне негативные последствия и в целом приведет к деструкции социальных коммуникаций.

Вместе с тем, у рассматриваемых событий есть и другая сторона, а именно – избыточный контроль за поведением, видеокамеры в школах, фактическое лишение учащихся в школах права на приватность.

Американский антрополог Эдвард Холл первым стал исследовать пространственное поведение человека. Он изучал в том числе особенности, функции и значение персонального пространства человека, которое он оберегает при общении с другим человеком. Расстояние, на которое человек подпускает к себе других, меняется в зависимости от ситуации: кого-то человек подпускает к себе ближе, кого-то дальше. Персональное пространство человека необходимо для ограничения социальных и физических контактов, избегания стресса при близком контакте. Это форма невербальной коммуникации, регулирующая степень свободы человека [4]. Существуют различные модели, объясняющие функции персонального пространства. Так, модель равновесия предполагает, что у каждого человека есть оптимальный уровень допустимой интимности, в соответствии с которой строится его персональное пространство (в том числе и расстояние, на которое он допускает других людей), а модель Эванса и Говарда объясняет персональное пространство как механизм, который сформировался в процессе эволюции для контроля внутривидовой агрессии. Ребенок начинает отстаивать свою приватность по мере взросления.

Последствия депривации приватности крайне негативны. Как на людей, находящихся среди чужих, влияет невозможность уединиться, показывают исследования, проведенные на заключенных. В тюрьме это воспринимается крайне болезненно, как потеря человечности: у человека отбирают все, вплоть до права владеть своим телом, не говоря уже о праве на собственную территорию. Это вызывает колоссальный стресс и, как следствие, рост агрессивности. Сначала повышается уровень гормонов стресса. Человек нуждается в психофизической и эмоциональной разрядке, которой чаще всего не происходит, и это выливается в конфликты из-за территории и личного пространства. Каждый пытается отодвинуть других людей от себя, увеличив тем самым свое пространство и сняв напряжение.

Эти 2 фактора, работающие параллельно, могут привести к крайне тяжелым последствиям для психического здоровья учащихся школ и других учебных заведений.

IV. Развитие психопатологий, формирование основы для асоциального и девиантного поведения.

Психическое здоровье

Можно предположить, что нагнетание тревожности и постоянное напоминание детям и молодым людям о возможности заразиться может в дальнейшем отрицательно сказаться на их психическом благополучии и спровоцировать развитие следующих патологий:

  1. Тревожных расстройств (от простого повышения тревожности до генерализованного тревожного расстройства);
  2. Фобий (антропофобия – боязнь людей, толпы; петтофобия – страх общества; нозофобия – страх увечья, неизлечимой болезни, заражения).

Депривация приватности, личного пространства, связанная с созданием единой базы данных (электронного государства) и потенциальная возможность утечки этих данных может стать причиной развития страхов преследования, воздействия, уничтожения, обвинения, ущерба, характерных для параноидного расстройства личности, а также привести к повышению уровня агрессии в поведении людей [5]. Агрессивное поведение – это форма мотивированного деструктивного поведения, противоречащая нормам взаимоотношений между людьми, приносящая физический, моральный ущерб людям.

При выраженных формах генерализованной тревожности не исключены суицидальные проявления, а также ряд других форм девиантного поведения.

В условиях нарастания тревожности у подростков актуализируется потребность снять тревожность, найти способы ее уменьшения. В таких случаях не исключено обращение к алкоголю, наркотикам, другим психотропным средствам при отсутствии альтернативных вариантов выхода из кризисного состояния. В основе этих девиаций будет разрыв социальных контактов и высокий уровень тревожности.

Социальные, социокультурные, социально-экономические последствия

Социальное — это совокупность общественных отношений данного общества, интегрированная в процессе совместной деятельности (взаимодействия) индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени.[6]

  • Одно из основных социальных последствий онлайн-обучения, которое отмечает член-корреспондент  Российской академии образования (РАО) Т.Черниговская[7] – это нарастающее  социальное неравенство. По ее мнению, которое кажется очевидным, онлайн-обучение будет массовым и достаточно доступным, а офлайн обучение будет дорогим и недоступным большинству населения страны.
  • Как следствие, еще в большей степени произойдет разделение общества на «элиту» и «не-элиту» уже не только по финансовому и материальному критерию, но и по качеству образование (эти процессы усилятся). В свою очередь, это создаст дополнительные условия для оформления сословного общества/государства [8].
  • В то же время, Черниговская отмечает и другую сторону вопроса и еще одно социальное последствие онлайн-образования: безработица среди преподавателей ВУЗов, и, возможно, школьных учителей. Так, по ее мнению, «если у человека есть возможность послушать курс по какому-то предмету от мировых звезд, зачем ему это слушать в учебном заведении, где есть только плохо подготовленные педагоги? А таких полно. Это ставит вопрос о существовании учебных заведений низкого и, может, даже среднего уровня и о безработице среди преподавателей, потому что не все из них будут нужны. Все эти вопросы имеют гигантское значение для людей во всем мире».[9] Проблемы возникнут и у педагогических ВУЗов. Все вышесказанное можно отнести не только к социальным, но и к экономическим последствиям.
  • Последует разрыв отношений в системе Учитель-Ученик, исторически характерное как зля западной, так и для восточной культуры.
  • К числу социальных последствий внедрения онлайн-обучения можно отнести также разрыв поколений и потерю опытных преподавателей, которые окажутся неспособными в должной степени освоить техническую сторону работы на различных онлайн-платформах.
  • Концепция школьного образования (обучение+воспитание) будет изменена. Останется обучение, причем нередко исключительно в форме передачи информации и проверки знаний, что впоследствии может быть реализовано ИИ.
  • Поскольку коммуникации при онлайн-обучении относятся к категории опосредованных, где в качестве посредника выступает техническое средство, это усилит интернет-зависимость учащихся. Доступ к информации будет преимущественно, если не исключительно, через интернет.
  • Это будет распространяться не только на информацию, обеспечивающую образовательный процесс, но и на информацию из других сфер. Возникнет вопрос качества и достоверности информации, а также, не исключено, вопрос о цензуре.
  • В целом, для большинства учеников, получающих образование в онлайн-формате, будет угроза получить плохое, недостаточное образование и недостаточно сильную профессиональную подготовку. Это снизит их конкурентоспособность на рынке труда и увеличит социальный и экономический разрыв между «богатыми» и «бедными». То есть, поляризация общества усилится.
  • Массовое снижение качества образования во всех сферах (от медицины до космических технологий) повлечет за собой дальнейшее отставание России с вероятной блокировкой цели «попасть в пятерку ведущих экономик мира».
  • Продолжится распад и атомизация социальных связей. Как мы уже отмечали, культурные коды общинности и коллективизма будут окончательно разрушены или по ним будет нанесен серьезный удар.
  • Уйдут в прошлое (атрофируются) такие базовые ценности детства и юношества, как «школьные годы чудесные, с книгою, дружбой и песнею», «ревность без причин, споры ни о чем», а также студенческие стройотряды, «картошка», КСП (конкурсы самодеятельной песни), «общаги», дискуссии, и многое другое. Это тоже и социальная, и социокультурная «революция» или даже катастрофа.

Вывод:

Таким образом, социальные, социокультурные, социально-экономические последствия серьезны и, на наш взгляд, крайне негативны.

Юридические последствия

Внедрения онлайн-образования и/или обеспечения мер профилактики коронавируса в школах (ношение масок, применение санитайзеров, увеличение социальной дистанции, разрыв коммуникаций, разрушение общения и реальной, а не виртуальной, игровой и коммуникационной среды) следует рассматривать в контексте внедрения ювенальной юстиции. Так, увеличение уровня тревожности и невротизация детей, напряженность и тревожность в семье, а также вероятность заражения других членов семьи может стать известной в органах опеки, что может санкционировать изъятие ребенка из семьи органами опеки в целях /под предлогом обеспечения его безопасности.

Психологические последствия ношения масок в условиях образовательного учреждения

Как российские, так и зарубежные эксперты-психологи высказывают мнение о последствиях ношения медицинских масок в общественных местах и особенно в учебных заведениях. Практически все эксперты сходятся во мнениях о негативных социально-психологических последствиях.

Отдельного внимания заслуживают последствия ношения масок во время учебного процесса, частая обработка рук антисептиком и измерение температуры тела на входе в школу.

Все это вместе, являясь напоминанием о постоянной угрозе здоровью и общей опасности актуальной ситуации, будет провоцировать повышение уровня тревожности у школьников и учителей.

Дети только учатся общаться, различать свои эмоции и нюансы чувств окружающих. Важнейшим каналом восприятия является зрительный канал. Медицинская маска почти полностью скрывает лицо, и большая часть мимики остается невидимой, что не дает возможности в полной мере оценить эмоциональное состояние собеседника. Следствием этого будет ухудшение качества коммуникации между всеми участниками учебного процесса. Один из важнейших навыков, который формируется в процессе общения с другими людьми и который необходим для того, чтобы строить эффективную коммуникацию, является эмпатия. Сам термин «эмпатия» не имеет связи с какими-либо определёнными эмоциями (как, например, в случае со словом «сострадание») и в равной мере применяется для обозначения сопереживания любым эмоциональным состояниям. Не видя выражения лица собеседника, не имея возможности оценить его эмоциональное состояние, невозможно научиться эмпатии.

Эмоциональный интеллект (ЭИ; emotional intelligence, EI) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Относится к гибким навыкам (Soft Skills). Понятие эмоционального (социального) интеллекта появилось как реакция на частую неспособность традиционных тестов интеллекта предсказать успешность человека в карьере и в жизни. Этому было найдено объяснение, состоявшее в том, что успешные люди способны к эффективному взаимодействию с другими людьми, основанному на эмоциональных связях, и к эффективному управлению своими собственными эмоциями, в то время как принятое понятие интеллекта не включало эти аспекты, и тесты интеллекта не оценивали эти способности

По менее научному определению С. Дж. Стейна и Говарда Бука, эмоциональный интеллект, в отличие от привычного всем понятия интеллекта, «является способностью правильно истолковывать обстановку и оказывать на неё влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чём нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным».

Эмоциональный интеллект развивается в том числе через столкновение с эмоциями других людей, наблюдение за ними и понимание связи между событием и вызываемыми им эмоциями. В ситуации, когда окружающие большую часть времени носят маски, понимание эмоций других людей будет затруднено, равно как и возможность выразить свои чувства.

Фактически, внедряемые меры ведут к разрушению и/или блокировке развития социальных навыков у ребенка.

Образование - это формирование личности, а не только формальная передача школьникам и студентам знаний. У детей только формируется нейронная сеть, высшие психические функции и все необходимые навыки, в том числе и социальные, которым просто неоткуда взяться, если ребенок не имеет возможности в достаточном объеме общаться со сверстниками и другими взрослыми, кроме членов своей семьи. И не просто с другими детьми и взрослыми, а с одними и теми же людьми каждый день. Только так можно научиться строить отношения, а не просто контактировать. К социальным навыкам относятся все коммуникативные навыки:

  • умение выстраивать отношения,
  • умение держать границы,
  • умение выбирать и регулировать правильную дистанцию для общения,
  • умение доверять,
  • умение разрешать конфликты,
  • умение работать в команде, и т.д.

Всему этому ребенок учится в коллективе, общаясь со сверстниками и преподавателями, на их живом примере. Это те навыки, которым нельзя научиться, прочитав теорию, они нуждаются в постоянной практике.

В силу данных обстоятельств эксперты считают, что рекомендации по ношению масок должны учитывать не только медицинские показания, но и социальные последствия от того, что люди не смогут "читать" эмоции на лицах друг друга. "Нужно внимательно взвесить все медицинские за и против того, чтобы маски использовали те, кто не принадлежит к медицинской профессии. Помимо этого, принимающие решения должны изучить, к каким последствиям для благополучия и социальных отношений людей приведет нарушение невербальной коммуникации", - считает профессор ван Клейф, автор статей о том, как эмоции влияют на социальное взаимодействие и принятие решений [10].

Поскольку "люди - глубоко социальные животные", многие способности, которые закладываются и формируются в детском и подростковом возрасте, необходимы для социальной адаптации и обеспечения жизни в социальных группах. Дети учатся внимательно наблюдать за выражением лица других людей, чтобы понимать их намерения и истолковывать происходящие события, а также выстраивать правильные модели поведения.

В этом и подобных мнениях психологов содержится ряд негативных последствий коммуникационного характера от ношения масок в учебных заведениях и других общественных местах.:

  • Блокировка фактора невербальной коммуникации в межличностных отношениях (мимика – улыбка, выражение лица). Большая часть мимических лицевых мышц будет скрыта под маской.
  • Блокировка способности к распознаванию эмоций, и как следствие – снижение уровня эмоционального интеллекта. В то же время, по мнению экспертов-психологов, эмоциональный интеллект (EQ) является важнейшим фактором установления отношений в различных сферах жизнедеятельности.
  • Блокировка способности к принятию решений в межличностных отношениях/переговорах.
  • Ошибки и сбои в распознавании чувств, манипуляций.
  • Сбои и ошибки «профайлинга» - определения качеств другого человека, его чувств, переживаний, мотивов поведения.

Фактически, длительное ношение масок в учебных заведениях с большое степенью вероятности приведет к разрыву межличностных отношений, к разрушению социальных контактов, к серьезной деструкции социального поведения. Вот пример. Видя улыбающихся людей, мы делаем вывод, что у них хорошие намерения, а ситуация вокруг нас - безопасна. Гнев на лице людей заставляет нас понять, что мы что-то сделали не так или что нам угрожает опасность.  Выражения печали побуждают утешать и поддерживать.

Обязательное ношение масок, постоянное нагнетание в СМИ угрозы заражения, фактически, делает необходимым условием выживания социальное дистанцирование. Уже отмечены случаи агрессии по отношению к соотечественникам, которые прибывают из государств с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой. Также в пик «первой волны» коронавируса были отмечены случаи агрессии по отношению к людям, нарушающим масочный режим. Помимо официальных санкций, они сталкиваются с агрессией со стороны граждан. Информация о подобных инцидентах в большом количестве присутствует в соцсетях.

Налицо разрушение социальных связей и основ социальности. Отдаленное последствие этого – атомизация общества, отчуждение, уничтожение остатков традиционной русской общинности, что по сути является изменением базовых культурных кодов.

По самым печальным прогнозам, чувства будут играть все меньшую роль в человеческом общении, и жизнь будет похожа на самые мрачные антиутопии, где бесчувственность возведена в идеал, а человеческие чувства преследуются (где приходится скрывать сострадание, прятать в багажнике спасенного щенка, спасать книги и спасаться от преследований за любовь).

В целом, по мнению экспертов, в условиях системного кризиса, когда люди и так испытывают значительный дискомфорт и неопределенность, потеря доступа к важной информации, которую дает выражение лица других людей, создает дополнительную психоэмоциональную нагрузку.  Так, по мнению профессора Гербена ван Клейфа, «Жутко, когда нас окружают люди, чьи чувства и намерения мы не можем прочитать».

Особую остроту эти факторы приобретают в учебных заведениях, наложившись на проблемы детского, подросткового и юношеского возраста, так как блокировка коммуникации совпадает с периодами возрастного развития (детского и подросткового),  в которые коммуникативные потребности являются базовыми [11]

Медицинские последствия ношения масок

Негативное воздействие на дыхательную систему, вызванное нарушением режима замены масок (в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора необходимо менять маски не реже 1 раза в 2 часа). Даная проблема будет усугубляться физиологическими особенностями детей и подростков – интенсивным обменом веществ, повышенным гормональным фоном, а также физической активностью и подвижностью. Потливость, интенсивное дыхание во время бега, учащенное дыхание в стрессовых ситуациях (а для ребенка это может быть любая ситуация – вызов к доске, контрольная работа, сложности в отношениях со сверстниками и пр.) будет приводить в увлажнению маски, размножению болезнетворных вирусов и бактерий во влажной среде.

Под маской образуется влажность, что является почвой для развития бактериальных высыпаний. Особенно уязвимой является кожа детей и подростков, у которых может усугубиться ситуация с возрастными высыпаниями – прыщами.  Перед длительным ношением маски необходимо проконсультироваться у дерматолога, эндокринолога, пульмонолога, кардиолога. Будет ли это обеспечено для всех тех, кто будет носить маски длительное время в ходе обучения?

Обязательное использование санитайзеров в учебных заведениях. Страх заражения. Гипертрофированная боязнь заболеть в психиатрии называется нозофобия. Название фобии болезней происходит от греческих слов «νόσος», что значит «болезнь», и «phobia» — «страх», «ужас». Синонимичные данному понятию являются термины ипохондрический синдром и патофобия («pathos» в переводе с греческого означает «страдание»). Иногда общий страх заболеть чем-то страшным принимает более конкретные формы. Например, ипохондрика может мучить навязчивая боязнь инфекций и загрязнений — мизофобия[12]. Массированная атака на психику ребенка с большой вероятностью может привести к формированию у него данных патологических состояний.

Последствия внедрения системы «электронного правительства»

Последствия внедрения цифровых систем взаимодействия населения и органов власти

Электронное правительство (англ. e-Government) — пакет технологий и набор сопутствующих организационных мер, нормативно-правового обеспечения для организации цифрового взаимодействия между органами государственной власти различных ветвей власти, гражданами, организациями и другими субъектами экономики. Предполагает эффективный способ предоставления информации о деятельности органов государственной власти, оказание государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально используются возможности, предоставляемые информационными технологиями, мобильными технологиями и сетью Интернет.

Из истории вопроса:

1. «В конце 2009 года распоряжением Правительства Российской Федерации были утверждены перечни первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями.

2. В декабре 2009 года прошел Госсовет, полностью посвященный теме внедрения современных информационных технологий в сфере предоставления государственных услуг.

Эти события придали новый импульс созданию инструментов электронного правительства в России. 

3. В 2010 году заработал Единый портал государственных и муниципальных услуг, который позволил консолидировать усилия по переводу услуг в электронный вид и обеспечить контроль за данным процессом.

4. В настоящее время более 200 федеральных и 1000 региональных услуг доступно в электронном виде на Едином портале. Граждане подали более 7 миллионов электронных заявлений.

5. Большая часть субъектов Российской Федерации также достигли определенных успехов на этом пути. Более чем у половины регионов уже доступны услуги в электронном виде на Едином портале, есть свои лидеры и по востребованности электронных услуг.

6. Все это стало возможно благодаря таким государственным инфраструктурным решениям, как Единая система межведомственного электронного взаимодействия, Единая система идентификации и аутентификации и ряд других. В 2011 году запущена Единая система межведомственного электронного взаимодействия, ставшая инфраструктурной основной для организации обмена информацией между органами власти и организациями всех уровней и давшая новый толчок к развитию ведомственных информационных систем.

7. Внедрение системы межведомственного электронного взаимодействия уже позволило избавить граждан он необходимости самостоятельного сбора большого количества справок и хождения от одного ведомства к другому, а общее количество транзакций в системе уже превысило 500 миллионов.

8. В то же время практика показала, что некоторые из вопросов были не вполне проработаны, в частности, очень много дискуссий вызвали перечни региональных и муниципальных услуг, рекомендованных к предоставлению в электронном виде. Далеко не все из предложенных услуг оказались реально востребованными их потребителями именно в электронном виде, перевод некоторых первоочередных услуг в электронный вид требует неоправданных затрат региональных и муниципальных бюджетов. 

С другой стороны, необходимо сделать так, чтобы столь же доступными стали остальные сервисы, которые необходимы людям. Не только государственные и муниципальные услуги. Ведь людям зачастую не важно, кто именно оказывает им услугу – государственная, бюджетная или частная организация, а иногда они просто не могут разобраться во всех юридических тонкостях и понять, к кому им следует обратиться за помощью.

9. Еще один важный аспект – необходимость расширения перечня услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, а также предоставление возможности получения в электронном виде услуг, оказываемых иными организациями» [13].

Экспертный совет в 2012 году пришел к выводу о необходимости корректировки приоритетов в реализации планов и проектов, направленных на использование информационных технологий в наиболее социально значимых сферах.

В октябре – ноябре 2012 года было проведено обсуждение с участием более 600 экспертов - представителей высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации, руководителей и сотрудников региональных органов власти, органов местного самоуправления, представителей российского ИТ-сообщества и общественности». 

В качестве критериев определения приоритетов внедрения цифровых технологий взаимодействия граждан и государства были взяты интересы потребителей внедряемых государственных сервисов, то есть людей.  

На предварительном этапе эксперты выделили 6 приоритетных направлений: 

  • здравоохранение, 
  • образование, 
  • жилищно-коммунальное хозяйство, 
  • социальная поддержка, 
  • безопасность, 
  • регистрация прав граждан [14].

Следует добавить, что при Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской федерации создан Экспертный совет по программному обеспечению. Он выполняет функции технической экспертизы разрабатываемого и внедряемого программного обеспечения (далее ПО). По результатам проведенной экспертизы Экспертный совет готовит экспертное заключение о включении или невключении ПО, содержащее выводы о соответствии или несоответствии ПО требованиям, установленным  правилами формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, утвержденными постановлением Правительства РФ №1236 от 16 ноября 2015 года[15]. Однако, речь идет только о технической экспертизе. Вопросы о последствиях социального и психологического характера перед данным экспертным советом не стоят.

Последующие события.

Госдума 21 мая 2020 приняла в третьем, окончательном чтении закон о создании единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении России.

В регистре будут собраны все базовые данные о человеке от рождения до смерти. Формировать единую базу данных планируется на основе сведений государственных и муниципальных информационных ресурсов органов госвласти, местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами.

ФСБ ранее выражала недовольство, что злоумышленникам станет легче добывать сведения о некоторых категориях лиц.

В то же время защитники персональных данных настаивают на четких предписаниях относительно того, какие именно сведения могут содержаться в центральном регистре. Они также выражали опасение, что гораздо большее число госслужащих получит доступ к конфиденциальной информации. 

Единая база данных создается в рамках программы "Цифровизация общества".

Вести регистр поручено Федеральной налоговой службе (ФНС). Замглавы ведомства Виталий Колесников ранее говорил, что в регистр войдут "30 видов сведений от 12 основных поставщиков". 

Особняком во всей российской цифровизации по-прежнему стоит вопрос информационной безопасности.

«Так получилось, что до сих пор у нас просто не было закона, который регламентировал бы работу и жизненный цикл государственных информационных систем. А их у нас в крае работает 14 штук. И никто не может сказать, кто за что отвечает, кто что регулирует, как эти системы сопровождать, как выводить из эксплуатации. Все решалось, можно сказать, на пальцах, документа, который все это регулировал, не существовало. Но теперь он есть. Ключевая роль, конечно, досталась министерству цифрового развития и связи, потому что мы четко понимаем назначение госинформсистем, задачи, которые они решают, вопросы информационной безопасности, взаимодействия с регуляторами — все это будет под нашим контролем», — отметил Евгений Зрюмов.

А вот что сказал премьер Дмитрий Медведев 22 октября 2019 года, на пленарном заседании Московского международного форума инновационного развития «Открытые инновации». В бюджете на реализацию цифрового нацпроекта заложены средства в размере 1,6 трлн рублей до 2024 года.

По словам премьера, одним из первых вызовов и является цифровая безопасность. С политической точки зрения Медведев заявляет о необходимости обеспечения национальной безопасности, а с экономической — защищенности системы от взлома и утечек. Тем более налицо факт создания в государстве государства, где главная роль отводится новому электронному «правительству».

Дмитрий Медведев также поднял вопрос защиты персональных данных, ведь утечки персональных данных происходят на том или ином уровне ежедневно, например, когда нам звонят незнакомые люди, которым мы не оставляли своих данных. Более того, глава правительства заявил на форуме, что с 1 марта 2020 года в пилотном режиме запустят электронные паспорта.

«Эта система будет содержать практически всю важнейшую информацию о человеке. Уже сейчас государственные информационные системы содержат более 80 петабайт информации. Желающих завладеть такими огромными массивами данных в мире всё больше. По статистике, кибератаки происходят каждые 14 секунд. Пока я говорю, можно посчитать, какое количество кибератак уже в мире состоялось», — подчеркнул Дмитрий Медведев.

И, конечно, важно, по словам премьера, защитить извне систему электронного голосования, пилотные проекты по которой уже реализуются. Как отметил Медведев, тестирование новых технологий очень часто не согласуется с действующими нормами, что приводит к весьма неприятным последствиям [16].

Есть целый ряд цифровых нововведений, которые тревожат население страны. Даже если беспокойство людей не подкреплено фактами или связано с недостаточной компьютерной грамотностью, все равно это делает ситуацию в государстве более напряженной, дистанция между населением и властью резко увеличена, люди ждут подвоха. Несмотря на существующие плюсы от внедрения цифровых технологий (удобство оформления ряда документов, экономия времени, возможность онлайн записи к врачу) можно констатировать рост недоверия к власти, невозможность достучаться до представителей власти при возникновении трудных ситуаций, и здесь не спасает портал Добродел.

Итак, посмотрим мнения о ряде цифровых нововведений.

В качестве примера рассмотрим введение электронных трудовых книжек.

Переписка-дискуссия об электронных трудовых книжках   на портале Yandex-Q (лексика и грамматика авторов комментариев).

(https://yandex.ru/q/question/work/est_kakoe_to_otlichie_elektronnoi_knizhki_caedf041/?utm_source=yandex&utm_medium=wizard&answer_id=8a1b2ef4-9a79-4433-96e3-0d4629dacf39#8a1b2ef4-9a79-4433-96e3-0d4629dacf39)

«Не вкоим случае нельзя офоормлять электронную трудовую потому как в случае чего будет не найти концов где работал человек что и как малейший сбой в программе и автоматически могут удалиться все все ваши данные о работе и вы потеряете все свои данные и не востановите их потом вот такая вот печаль может с вами произойти !!!!» Ответ: Сразу понятно - человек далёк от слово "backup" )))) не позорьтесь, божий одуванчик)

- он не божий одуванчик а практичный человек. Это вы, молодой бычок... ⯑ В своё время Наше государство разом обесценило накопление граждан своей страны и до сих пор не вернуло деньги накопленные трудом и здоровьем людей. Иных уже и в живых нет,, на похороны им собирали всем миром.... Другой раз за одну ночь все помолодели аж на пять лет ... Морщины разом разгладилились, причём на всех местах , и лосьоном никто не пользовался. ⯑⯑. Теперь взялись за общую цифровизацию, где от вашей конфиденциальности остаётся один пшик. Случись что с серверами хоть с миллионом банок - повторителей и мир забыл ваше имя. А вы говорите.. Бэкап. ⯑⯑⯑

- все что вы написали, было при аналоговых книжках, и что толку?

- нет у нас аналоговых трудовых книжек. Она была и по сей день является подлинником сведений трудовой истории гражданина СССР, а теперь РФ... А толк в том, что теперь и для трудовой книжки хотят создать условия к ее потери или создать ваши сведения о трудовой деятельности объектом народного достояния, обсуждения. Вам такое удобство нужно? Если да, то ваш выбор очевиден... Грохнуться сервера, или поменяется хотя бы одна буква в электронной карточке и... вы уже нигде не работали. Счастливым и современным станете в один день и " за одну ночь разгладите все морщины" ☝⯑⯑

- если кому-то в правительстве или пенсионном фонде станет выгодно "потерять" вашу(или просто определённого количества людей) информацию о трудовом стаже - она "потеряется", а все резервные копии пропадут в неизвестном направлении или будут признаны неисправными. 

- Кроме того обычного раздолбайсива тоже никто не отменял - сисадмин может просто полениться делать вовремя резервную копию или-же сделать её на не надёжный носитель. У меня есть знакомые, в организации которых после оцифровки бумажных архивов бумажные оригиналы были уничтожены с целью экономии места, а цифровая копия записана на один или два внешних жёстких диска и убрана в сейф, а через несколько лет, когда понадобились эти данные - эти диски перестали читаться. В центре восстановления за несколько десятков тысяч рублей восстановили часть файлов, а оставшиеся пропали безвозвратно. Тоже самое может быть и с электронной трудовой книжкой...

Так что все юридически значимые документы должны иметь бумажную копию.

- "Ну и в догонку... много информации теряется из тех же социальных сетей? Захочешь удалить, не выйдет."

- К этому все и идёт. Система зависла, сервер полетел, и все нет у вас пенсии!!!! Хотя ее и так скорее всего отменят…

- Минимум лет 5 никакой цифровизации. Пусть обкатают на стилягах - бесстрашном поколении. ⯑

- Если для меня как работника нет разницы, зачем я должен решать в каком виде она должна вестись?

- Очень просто, допустим сканер при копировании даст сбой и какая нибудь дата в трудовой окажется нечитаемой.. , или читаемой по другому, а потом вам скажут, что так и было, и вообще.. вы сами согласились на цифровую копию. Надо же на будущее иметь очередной повод для снятия с себя ответственности за возможные (а может и умышленные) ошибки.

В этих комментариях можно увидеть и страхи, и недоверие, и злой умысел (параноидальные тенденции, о которых мы говорили выше).

Рациональные контраргументы также присутствуют, но на данный момент на рациональном уровне трудно переубедить людей, особенно представителей старшего поколения, которые обладают опытом, подтверждающим их опасения.

Электронная цифровая подпись (ЭЦП) — это электронный аналог обычной подписи «на бумаге». Она обладает юридической силой и позволяет подтвердить авторство электронного документа.

ЭЦП удобна при работе с документами в интернете. На сайте Госуслуг с помощью такой подписи можно отправлять заявления для получения выписок, справок и прочего, оплачивать госпошлины со скидкой.

Вместе с тем, как показала практика, ЭЦП взяли на вооружение мошенники. Используя цифровую подпись, они могут продать или подарить чужую квартиру, взять от чужого имени кредит или оформить на сомнительную/криминальную фирму-однодневку.

Можно сделать вывод, что практически все цифровые нововведения (электронные медицинские карты, электронные трудовые книжки, удаленные сделки с недвижимостью без присутствия нотариуса, ЭЦП, коммуникация с органами власти через порталы госуслуг, голосовое подтверждение операций и пр.), помимо ряда удобств, имеют и негативную сторону.

К негативным последствиям (психологическим, социальным, правовым) относятся:

  • Нарушение приватности при использовании персональных данных;
  • Утечка информации, торговля базами персональных данных;
  • Проблемы с персональной безопасностью;
  • Распространение мошеннических схем, рост криминала;
  • Утеря личных данных (медицинских сведений, сведений о трудовой деятельности);
  • Недосягаемость представителей власти для населения, увеличение дистанции между властью и населением, невозможность решить «по-человечески» возникающие вопросы;
  • Формализация отношений власти с народом: типовые отписки, заготовленные формы ответов на жалобы, классифицированные на стандартные рубрики;
  • Отсюда чувство «безнадежности», обманутости и «несправедливости» у людей, усиливающееся недоверие к власти.

Политические последствия могут быть двух типов:

Меры государственной и общественной безопасности, связанные с высокотехнологичными способами контроля за населением (видеокамеры, распознавание лиц, все формы цифровых персональных данных, спецпропуска, QR-коды и пр.) приводят к «деперсонализации», нарушению личностных границ, повышению тревожности. Возникает чувство  манипулируемости и собственной «ничтожности». 

Кроме того, каждый человек, подвергающийся контролю, автоматически становится подозреваемым.

Готовы ли люди платить за безопасность такую большую цену?

Есть ли другие варианты решения проблемы безопасности?

Список использованной литературы

  • Андреева Г.М. Социальная психология. М.:  МГУ, 1980
  • Ганнушкин П.Б. Избранные труды по психиатрии. М. Юрайт,  2018
  • Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов /Под ред. А.П. Садохина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  • И. Я. Завилянский, В. М. Блейхер, И. В. Крук, Л. И. Завилянская. Психиатрический диагноз. Киев, Выща школа, 1989.
  • Ларионова А.С. Речевая агрессия как вид эмоционального реагирования // Вестник Московского государственного областного университета. М. – № 1 – 2007.
  • Леонгард Карл, Акцентуированные личности. Эксмо-Пресс, 2001
  • Личко А.Е. Подростковая психиатрия. - Л.: Медицина, 1985
  • Маслоу А. Мотивация и личность . - СПб: Питер, 2016
  • Прихожан А. М., Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2000.
  • Хорни К. невротическая личность нашего времени. - М: Канон+, 2018
  • Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте.// Вопросы психологии, 1971, № 4
  • Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций. — 2005.
  • Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской федерации. Экспертный совет по программному обеспечению. Последнее обновление: 26 июня 2020 https://digital.gov.ru/ru/activity/advisories/26/
  • Алексей Богдановский. Эксперт рассказал о социальных последствиях ношения масок. Вашингтон, 8 мая - РИА Новости, 04:14 08.05.2020 Интервью  РИА Новости профессора социальной психологии Университета Амстердама Гербена ван Клейфа.URL: https://ria.ru/20200508/1571131378.html

[1] Глас народа — глас божий — латинское выражение (Vox pópuli vox Déi). Автором выражения считается древнегреческий поэт Гесиод, который провозгласил в поэме «Труды и дни» — «Молва — ведь богиня».

[2] URL: https://onf.ru/2020/04/14/onf-predstavil-itogi-oprosa-ocenivshih-distancionnoe-obuchenie-roditeley-i-shkolnikov

[3] https://tass.ru/obschestvo/8654647/amp

[4]См. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов /Под ред. А.П. Садохина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

[5] Ларионова А.С. Речевая агрессия как вид эмоционального реагирования // Вестник Московского государственного областного университета. М. – № 1 – 2007.

[6]https://yandex.ru/search/?text=%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5&lr=10729&clid=2233626

[7] Т. Черниговская - Советский и российский учёный в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания. Доктор биологических наук, доктор филологических наук, член-корреспондент РАО. Заслуженный деятель высшего образования и Заслуженный деятель науки РФ. Профессор кафедры общего языкознания СПбГУ, заведующая лабораторией когнитивных исследований и кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук СПбГУ.

[8] Сословное деление было характерно для средневековой Европы, и обычно включало аристократию, священников и общинников (мирян, простолюдинов). В ряде государств последние разделялись на бюргеров (буржуа, мещан) и крестьян. Первые законодательные собрания Европы базировались на сословном принципе; характерными примерами являлись трёхпалатные Генеральные штаты во Франции и двухпалатный Парламент Англии. В России сословия просуществовали до 12 ноября 1917 года. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сословие

[9] См., например: Татьяна Черниговская. https://vk.com/wall-135937265_6477

[10] Алексей Богдановский.Эксперт рассказал о социальных последствиях ношения масок. Вашингтон, 8 мая - РИА Новости, 04:14 08.05.2020 Интервью  РИА Новости профессора социальной психологии Университета Амстердама Гербена ван Клейфа.URL: https://ria.ru/20200508/1571131378.html

[11] Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте.// Вопросы психологии, 1971, № 4.

[12] Толковый словарь психиатрических терминов. https://psychiatry.academic.ru/1813/Нозофобия/

[13] Экспертный центр электронного государства. Информационное экспертное мнение «Завтра России», 2012. URL: http://www.it.krskstate.ru/dat/File/18/Actually/Broshyura%20o%20prioritetah%20regionalnoy%20informatizatsii.pdf

[14] Экспертный центр электронного государства. Информационное экспертное мнение «Завтра России», 2012. URL: http://www.it.krskstate.ru/dat/File/18/Actually/Broshyura%20o%20prioritetah%20regionalnoy%20informatizatsii.pdf

[15] В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 21, ст. 2981; № 38, ст. 5834), постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2018 г. № 1138 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 40, ст. 6142), абзацем четвертым подпункта «а» пункта 7 и подпунктом «д» пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 47, ст. 6600; 2017, № 14, ст. 2062; № 52, ст. 8168; 2018, № 49, ст. 7600)

[16] См.  Г. Смирнова. Плюс цифровизация всей страны: Россия роет себе яму? Подробности: https://regnum.ru/news/polit/2780994.html

Публикации экспертов

Новости